Молодежный проект: НЕБЕСНАЯ ОДИССЕЯ. Во славу России!
Антарктида
  Любимые спонсоры
Информационные партнеры
Нас поддерживают
Наши друзья
Конструктор Бегак и штурман Руденко
Сайт Poletim.ru является проектом Международного Авиационного Центра feedback: pr@poletim.ru
т: +7(495)660-0313
 
О проекте
История
Новости
О нас
Фотогалерея
История проекта НЕБЕСНАЯ ОДИССЕЯ - ВО СЛАВУ РОССИИ!

1955 год. Страна снаряжает первую экспедицию в Антарктиду.

"Золотая трость" капитана Пинежанинова

Алексей Гундоров

В любом деле есть люди, с именами которых связаны важнейшие открытия, которые первыми торят дорогу в неведомое. В морской истории к таким легендарным первопроходцам можно смело отнести нашего земляка Героя Социалистического труда капитана дальнего плавания Андрея Федоровича Пинежанинова, которому 14 сентября исполнилось бы 90 лет.

Четыре десятка лет он бороздил моря и океаны. Начав с камбуза, дошел до капитанского мостика, побывал практически в каждом уголке планеты, за кормой кораблей, которые он водил по океанским просторам, осталось более 700 тысяч миль. И каких! Чаще всего арктических, труднопроходимых, коварных. Недаром, коллеги прозвали его "ледовым академиком".

1955 год. Страна снаряжает первую экспедицию в Антарктиду. В экипаж дизель- электрохода "Обь", которому предстоит пройти неизведанным маршрутом к шестому материку, отбирают лучших из лучших. Судно доверено вести через многолетние нетронутые, крепко сбитые льды двум капитанам - Ману и Пинежанинову. Никаких карт и ориентиров, никакой воздушной разведки - только собственный опыт, интуиция и глазомер. Чуть промахнулся, сделал неверный маневр - и можно запросто наскочить на айсберг, которыми была усеяна дорога в Антарктиду.

Сорок три дня продолжался беспримерный поход. И как результат - в бескрайних льдах шестого материка появилась знаменитая научная станция "Мирный". Еще одна славная страница биографии - Андрею Федоровичу первому из советских капитанов за выдающееся мастерство в судовождении был вручен почетный приз "Золотая трость". Получил он его в порту Монреаль. Тамошние власти, желая заинтересовать судовладельцев, ежегодно устраивают своего рода судовые "скачки", победителем которых становится тот экипаж, который первым ошвартуется в порту в Новом году.

В 1966 году претендовали на почетный приз два капитана - канадского "Тора Дан" и советского "Индигирка", который возглавлял А.Ф. Пинежанинов. Они первыми привели свои суда к устью реки Святой Лаврентий и стали подниматься вверх к причалам порта Монреаль. Канадский капитан не раз ходил этим руслом, больше того, он уже владел "Золотой тростью" и потому был уверен в победе. Сухогруз "Тора Дан", как и положено фавориту, шел впереди, прижимаясь к берегу, заставляя "Индигирку" постоянно огибать тот или иной береговой выступ по "большому кругу".

Оставались считанные мили. На одном из последних поворотов, Пинежанинов попросил механиков хотя бы немного прибавить оборотов, и, удачно сманеврировав, обошел канадца. И больше уже не уступил дороги. Тысячи канадцев, наблюдавших с берега за соперничеством, с восторгом встретили судно - победитель. Побывавший позднее в Канаде поэт Лев Ошанин был настолько очарован рассказами очевидцев гонки, что написал "Балладу о том, как шла в Монреаль советская "Индигирка".

А через пару недель Пинежанинов удивил канадцев еще раз. Он сумел провести судно через льды, которые, по заявлению специалистов из транспортного департамента Монреаля, "спрессованы бешеными ветрами и морозом так, что их не пробить и 50 ледоколам". "Индигирка" пробила! И не только сама вырвалась из ледового плена, но и вывела на чистую воду канадское судно "Форт Рамсей". В знак уважения капитану Пинежанинову было присвоено звание почетного члена Арктического института Северной Америки.

Может, у кого - то рассказанное выше породит представление, что капитан Пинежанинов был этакий лихой морской водила. Ничего подобного, это был на редкость выдержанный и спокойный человек, любой шаг делал осмотрительно и расчетливо. Выдержка и спокойствие, помноженные на опыт и мастерство, не раз выручали экипаж. Однажды дизель - электроход "Индигирка" попал в Тихом океане в жесточайший шторм. Ураганный ветер бросал на палубу потоки воды, которая тут же застывала. Толстым слоем льда начали покрываться борта, надстройка, ванты, "Индигирка" все больше превращалась в плавучий айсберг. В тассовской информации, опубликованной тогда в "Правде", схватка со стихией описывается так: " Измученные штормом моряки, рискуя быть смытыми за борт, беспрестанно обкалывали лед. Борьба со стихией продолжалась двое суток. Капитан не покидал мостика, стремясь выровнять судно. Наконец оно поднялось над водой, стало послушно рулю. Мужество моряков победило стихию.

Таких лихих ситуаций не мало выпало на долю Пинежанинова. Особняком в его биографии стоит рейс на Кубу в 1962 году, в самый разгар "карибского кризиса", когда мир стоял на грани войны. Перед выходом в море капитан получил пакет с секретным приказом, который требовал в случае ареста судна немедленно уничтожить груз- читай, пустить судно на дно. И понятно почему - в трюмах "Индигирки" находились баллистические ракеты, которые скрытно перебрасывались на остров Свободы.

Рассказывая об этом эпизоде из жизни мужа, Анна Захаровна и сегодня не может сдержать слез, потому что не сомневается, как бы поступил муж, если случились "чрезвычайные обстоятельства". А они были вполне вероятны, ведь американская подводная лодка четыре часа преследовала судно, не счесть, сколько раз его облетали боевые самолеты.

Андрей Федорович умер в 1996 году. Но морская династия Пинежаниновых не прекратилась. Закончив архангельскую мореходку, по стопам отца пошел сын Александр, а следом потянулись внуки - Андрей получил профессию судоводителя в мореходном училище имени Воронина, Алексей поступил в Санкт - Петербургскую морскую академию. Им есть на кого равняться и кем гордиться.

 
О проекте   Новости   Фотогалерея   О нас   Любимые спонсоры   Информационные партнеры   Наши друзья   Аэролаб